Не для кого не секрет, что успешные продажи чего бы то ни было – целое искусство, и мы не ставим здесь своей целью раскрыть все тайны мастерства, а просто дадим несколько советов людям, желающим продать свою квартиру (недвижимость) без риэлтора:
- Самое важное, на наш взгляд, это правильная оценка. Кроме анализа объявлений о продаже аналогичной недвижимости, не поленитесь также осуществить просмотр некоторых продающихся квартир, Вы будете удивлены различным представлениям граждан о том, что есть хороший ремонт. Отнеситесь критично к двум типам объявлений о продаже: с самой высокой и самой низкой ценой за аналогичные объекты недвижимости. В последнем случае мы имеем дело с «заманухами» агентов, а в первом – с дилетантами-частниками, которые всего лишь помогают продавать квартиры конкурентов, выгодно оттеняя адекватные по цене предложения других продавцов.
- Обязательно проведите предпродажную подготовку. Все слышали, что продавцы автомобилей так делают, но почему-то в случае с недвижимостью дело обстоит чуть ли не наоборот. Раз все равно продавать, то отвалившиеся обои я подклеивать не буду, окна тоже пусть моет новый хозяин и так далее. А зря! Осуществив как минимум уборку, перестановку, выброс хлама, мытье окон, уборку подъезда/лестницы, Вы продадите квартиру не только быстрее, но еще и дороже.
- Предпродажная подготовка касается и сбора необходимых документов, в т. ч., для ипотеки. Довольно часто сделки срываются именно по причине неготовности документов в срок и, как показывает практика, не многие продавцы отдают себе отчет в том, что их перепланировка требует согласования, а распоряжение органов опеки готовится не день, а месяц.
- Сделайте качественные фотографии Вашего объекта. Не на мобильный телефон, разумеется. Обращайте внимание на то, что Вы фотографируете. Сохнущее белье, половые тряпки и ведра – неотъемлемая часть быта, но им не место в кадре.
- Реклама однозначно должна быть размещена везде, где только возможно. Когда мы говорим везде, то имеем в виду, конечно, специализированные информационные ресурсы. И это не означает, что рекламу стоит размещать в газете бесплатных объявлений рядом с объявлениями типа: «выведу из запоя», «приворожу/отворожу».
- Если Ваш объект расположен не слишком высоко от земли, то желательно поместить баннер с соответствующей надписью в окне или на балконе.
- Итак, Вам звонят и просят показать Ваш замечательный объект. Общайтесь доброжелательно, на показах ведите себя непринужденно и улыбайтесь.
Если Вы решите прибегнуть к услугам риэлтора, уясните себе один принципиальный момент: риэлтор у Вас должен быть ХОРОШИЙ и ОДИН!
Нередко приходится сталкиваться с рассуждениями продавцов о том, что «обращусь-ка я к пяти риэлторам, так будет для меня лучше». А будет только хуже, Вы себе на пять риэлторов «наймете», а пять врагов.
Дело в том, что ВСЕ риэлторы размещают рекламу в одних и тех же местах, соответственно, утаить от каждого из них свое сотрудничество с другими не удастся.
Риэлторы, видя такое дело, не будут вкладываться в первоклассную платную рекламу. Зачем? Ведь отношения с ними не эксклюзивны и такие вложения могут себя не оправдать. А раз реклама так себе и о продаже неизвестно всем возможным потенциальным покупателям, то Вы никогда не продадите квартиру максимально выгодно. Смысл тогда вообще платить риэлтору?
Мало того, Ваши пять риэлторов в принципе будут действовать в направлении снижения цены. Почему? Все очень просто. Поскольку все рекламные объявления об одном и том же объекте размещены в одних и тех же местах, стимулировать спрос покупателей возможно только с помощью цены. У кого цена ниже, тому и позвонят. Тот риэлтор, кто уговорит продавца на самую низкую цену, и будет продавать недвижимость, возможно, единственному желающему ее купить в конкретный момент времени. А этот единственный покупатель, скорее всего, обзвонит всех и предложит: «Работать буду с тем, у кого цена будет ниже». Риэлторы, чувствую такую конкуренцию будут стараться уже, увы, не для Вас, а для покупателя. А смысл тогда платить риэлтору?
Продавец может нам возразить, что он тогда «задерет» цену, чтобы с ним такие штуки точно не прошли. Поздравляем, продавец, Вы тогда точно ничего не продадите!
Вас будут использовать Ваши пять врагов для того, чтобы тренировать на Вас стажеров, организовывать в Вашей квартире место для встреч с потенциальными клиентами, чтобы продемонстрировать клиенту-покупателю некий ассортимент предлагаемых квартир и так далее. Самый распространенный вариант использования объектов таких горе-продавцов, это как объект «для сравнения». Например, надо продать некую квартиру по рыночной цене, но покупатель колеблется и, чтобы подтолкнуть его принять правильное решение, ему показывают еще один объект - Ваш. А он и хуже и дороже. Далее, я думаю Вам все понятно.
Чтобы подытожить, можно сказать, что много агентов:
- не вкладываются в рекламу;
- действуют в направлении снижения цены;
- уговаривают на первого попавшегося покупателя + на невыгодные условия сделки;
- используют объект как место для встреч, как объект сравнения, для того, чтобы показать работу, обучать стажеров и т. д.;
- наконец, объект, предлагаемый всеми сразу и часто по разной цене, вызывает настороженную реакцию у участников рынка
Кто предупрежден, тот вооружен. Удачи Вам!